Тема консультаций: Образование за рубежом
Мордвинова Елена Александровна,кандидат педагогических наук, доцент.
Директор Самарского представительства Учебной группы ‘‘ЗНАНИЕ–ЦЕНТР’’
Вопрос: В чём отличие зарубежного образования от российского ?
Ответ: Отличие зарубежного образования от российского состоит в том, что оно не всегда столь основательно в плане теории и охвата базовых дисциплин как российское, но зато оно четко ориентировано на требования работодателей. Особо полезным может стать изучение определенных дисциплин, опыт преподавания которых в российских вузах ещё незначительный (менеджмент, бизнес-администрирование, финансы, маркетинг, логистика, гостиничный и туристический менеджмент и ряд других). Курсы по этим и другим дисциплинам в зарубежных вузах отличают практическая направленность и современный характер.
Университеты обладают широкими свободами в определении своей образовательной политики, содержательного наполнения учебных программ (огромное разнообразие специальностей и специализаций, которое предлагают лучшие западные университеты).
Нельзя не учитывать тесные связи вузов с бизнес-сообществом (многие преподаватели являются активными консультантами в бизнес-структурах.
Учат тому, что непосредственно необходимо для ведения практической профессиональной деятельности.
Вопрос: Каковы сильные и слабые стороны образования за рубежом ?
Ответ: Сильными сторонами зарубежного образования являются:
-четкая методическая основа преподавания, сформированная на протяжении многолетней истории зарубежной педагогики;
- авторитетная профессура;
- строгая система контроля (зачеты и экзамены не сдаются за взятку);
-‘‘кодексы чести’’ - обязательные для всех правила, ставящие вне закона списывание или подсказки на экзаменах (могут исключить из университета; университеты дорожат своей славной историей и репутацией больше, чем финансовой выгодой от платы за обучение от нерадивого студента);
-современная учебная инфраструктура (бесплатный выход в Интернет, доступ к международным электронным библиотекам и базам данных, суперсовременные лаборатории, дорогостоящая аппаратура, большой парк компьютеров);
-развитая бытовая инфраструктура (комфортабельные студенческие общежития, спортивные сооружения, студенческие кафе и рестораны). При этом студентам предоставляются многочисленные льготы и скидки на многие услуги;
-разноообразная культурная жизнь - многочисленные клубы по интересам, богатая культурная и развлекательная программа - все это входит составной частью в инфраструктуру университетских кампусов и доступно студентам-иностранцам;
-возможность прохождения практики в крупных компаниях (программа Cooperative Education Program – «СO-OP»). Это большой плюс для соискателя резюме, особенно если речь идет о крупном банке или международной компании;
-богатые возможности для путешествий и досуга, которые открывает обучение за рубежом, ведь за тяжелой работой в семестре неизбежно приходят каникулы. Например, в Европе, имея долгосрочную шенгенскую визу и студенческие скидки, можно за несколько лет учебы объездить весь континент вдоль и поперек. Результатом проживания и совместного проведения досуга в интернациональной среде становится большое количество знакомств, многие из которых перерастают е крепкую дружбу.
В качестве ‘‘слабых сторон’’ образования за рубежом можно отметить то, что учиться за границей – ‘‘удовольствие’’ не из дешевых. Однако не стоит забывать о том, что в ряде стран обучение на национальном языке в государственных вузах обходится иностранцу практически бесплатно (нужно оплачивать только студенческие взносы, проживание, питание, учебники и медицинскую страховку). Кроме того, многие университеты, колледжи, школы проводят конкурсы стипендий, частично или полностью покрывающие расходы на обучение и проживание, выделяют стипендии и гранты для талантливых студентов (с выдающими академическими способностями или активными в исследовательской, социальной деятельности).